Содержание:
- 1 На турнир приехала сборная Москвы: ЦДКА, «Динамо» и «Спартак» были базовыми клубами
- 2 Статус команды любителей сыграл сборной СССР на руку
- 3 Стрельцов пропустил финал: есть три версии почему
- 4 Холодные отношения Хрущева и Тито оказывали давление на команду
- 5 На мокром газоне югославы лучше провели стартовый отрезок
- 6 Споры об авторстве победного гола продолжались десятилетия
- 7 Яшин тащил и спас результат
- 8 От Мельбурна до Владивостока на пароходе «Грузия»
- 9 Спустя годы медали получили все члены «золотой» команды
Победа советского футбола – золото Олимпийских игр в Мельбурне.
Фото: FourFourTwo 8 декабря 1956-го сборная СССР, разобравшись в финале Олимпиады со сборной Югославии, взяла реванш за поражение четырехлетней давности. Советская команда впервые вкусила вкус большой победы, получив неоценимый опыт: спустя четыре года Гавриил Дмитриевич Качалин с костяком этой команды наведет шороху уже на Евро.
Это был второй официальный турнир сборной СССР. Первый – Олимпиада в Хельсинки – прошел в 1952-м. Наша команда тогда уступила в переигровке югославам, покинув турнир в самом начале. Спустя четыре года сборная подготовилась к реваншу.
Да, в 1956-м на турнире были представлены далеко не все страны. За месяц до Игр случилось восстание в Венгрии – СССР пришлось вводить войска в Будапешт. В знак протеста на ОИ в Австралию не поехали делегации из Голландии, Испании и Швейцарии. А венгры на Олимпиаду приехали без футбольной команды.
Из-за Суэцкого кризиса бойкот Играм объявили сборные Египта и Ирака. Китай бастовал из-за участия в Играх Тайваня, а Вьетнам так вообще был разделен – не до футбола. В итоге в 1/8 сыграли только три матча, еще три сборные прошли дальше без борьбы (Индия, Индонезия, Болгария), а игру США – Югославия перенесли в четвертьфинал. На турнир также не приехали команды из Южной Америки.
Однако для того времени отсутствие на топ-турнирах ряда команд – это норма: лишь начиная с середины 60-х подобные форс-мажорные ситуации перестали случаться регулярно. Кроме того, сборной СССР противостояли немецкая сборная, сборные Югославии и Болгарии – крайне серьезные команды.
На турнир приехала сборная Москвы: ЦДКА, «Динамо» и «Спартак» были базовыми клубами
Для попадания на Олимпиаду сборной СССР предстоял матч с Израилем, который был нейтрализован в первой же игре: 11 июля 1956-го советская команда разнесла израильтян со счетом 5:0, в ответке на выезде выступив скромнее – 2:1.
На этом подготовка к финальному турниру только началась: чтобы снизить нагрузку на игроков, Кубок СССР в том сезоне отменили, а за полгода до старта Олимпийских игр в Москве состоялась Спартакиада народов СССР, где сборная Москвы стала практически прообразом сборной СССР – составы не особенно различались. Состояли они преимущественно из футболистов «Спартака», будучи усиленными игроками ЦДКА, «Динамо» и «Торпедо». В финале спартакиады сборная Москвы разобралась с командой Грузинской ССР.
Данное формирование состава сохранилось и на Олимпиаде в Мельбурне вплоть до финала: на матч с Югославией вышло восемь спартаковцев (в заявке из было десять), два динамовца и один «армеец».
Путь сборных к финалу
На пути к финалу подопечные Гавриила Качалина прошли объединенную команду Германии (2:1), Индонезию (4:0 в переигровке) и Болгарию (2:1 в дополнительное время). Югославы прошли по турниру более уверенно: в четвертьфинале и полуфинале были разгромлены сборные США со счетом 9:1 и Индии (4:1).
Статус команды любителей сыграл сборной СССР на руку
В 1956 году ФИФА запрещала задействовать на Олимпиаде профессионалов. Поэтому футболисты, принимавшие участие в ЧМ-1954, не могли сыграть на ОИ-1956 – лучшие были отсеяны. А потому от Германии, как и от Англии, приехал далекий от сильнейшего состав. Сборные Индии, Индонезии, Австралии и Японии сыграли лучшими – в этих странах профессиональный футбол только зарождался.
А вот страны соцлагеря под ограничения ФИФА не попадали – у них по определению все футболисты были любителями, числясь на различных предприятиях специалистами. Анатолий Башашкин – механик, Анатолий Масленкин – техник-механик, Михаил Огоньков – художник, Борис Татушин – портной, Анатолий Исаев – токарь, Сергей Сальников – студент, Иосиф Беца – зубной техник, а Валентин Иванов, Алексей Парамонов, Владимир Рыжкин, Эдуард Стрельцов проходили по документам как слесари. Лев Иванович, к слову, без проблем мог встать за станок – еще во время войны он, будучи подростком, трудился на благо фронта.
Стартовый состав сборной СССР
Сборная же Югославии пошла иным путем – она сыграла по правилам, которые актуальны в наше время. Сейчас на ОИ состав формируется из игроков до 23 лет, разбавить которых могут три человека старше 23-х. Югославы так и поступили, прислав на ОИ молодежку – первая сборная отправилась в коммерческое турне – с командой СССР она пересечется лишь в финале Евро-1960.
Стартовый состав сборной Югославии
Однако молодежка была отнюдь не проходным соперником: ряд ее игроков спустя два года уже в составе основной команды поехали на чемпионат мира.
Стрельцов пропустил финал: есть три версии почему
Эдуард Стрельцов в 1956-м уже был лидером «Торпедо» и сборной СССР – на ОИ он играл в основе и регулярно забивал: вонзил победный в 1/8 финала Объединенной команде Германии, забил Болгарии в полуфинале и тем самым уберег сборную от поражения в дополнительное время. Так что отсутствие Стрельцова в составе на финал крайне удивляет. Причины называются три.
Первая: Качалин решил выпустить в атаку спартаковскую связку Симонян – Ильин, так как торпедовская связка Иванов – Стрельцов распалась из-за травмы первого.
Там три игры сыграли Стрельцов и Иванов, и, естественно, было утомление. Иванов получил травму и не мог играть в финале, поэтому Гавриил Дмитриевич Качалин решил поставить всю спартаковскую пятерку. А то, что выиграли, значит, он угадал.
Эдуард Стрельцов
Вторую версию озвучил сам Качалин, который в своем последнем интервью «Спорт-экспрессу» в мае 1995-го за несколько дней до смерти представил иную трактовку событий.
Эдик сам попросил, чтобы я его не ставил. Имея в своём распоряжении такого бывалого и классного форварда как Никита Симонян, я был убеждён, что ничем не рискую, если оставлю Стрельцова на скамейке. Он ведь действительно подустал – выдержать такие нагрузки в 18-летнем возрасте было ой как непросто.
На фоне статистики объяснение тренера выглядит достаточно убедительно. 22 матча за «Торпедо» (столько же сыграл защитник Сучков, больше – никто), семь игр за сборную до Олимпиады и четыре – в Австралии с изнурительным экстра-таймом против Болгарии – в таком режиме сохранить оптимальную форму действительно непросто. Замен не было, эффективных средств восстановления тоже.
Правда, Стрельцов в своей автобиографии писал совсем другое.
В финале я не играл. И до сих пор не знаю почему. Игорь Нетто мне тогда так объяснил: раз Кузьма травмирован, нет смысла разбивать спартаковскую «связку». Тренерам виднее.
Третью версию озвучил Алексей Парамонов.
Из-за травмы Иванова перед Качалиным и возникла дилемма: кого ставить на финал? Гавриил Дмитриевич долго размышлял, перебирал варианты. Иванова можно было заменить Исаевым, но он, спартаковец, никогда в паре со Стрельцовым не играл. Проблема. А Эдик забивал – как его, лучшего бомбардира, не поставишь? Тоже нонсенс. По прошествии времени стало известно, что решение тренеру «подсказали» сверху.
Холодные отношения Хрущева и Тито оказывали давление на команду
Сборная Югославии в то время была самым принципиальным соперником для СССР. Напряженные отношения между политическим лидером Югославии Иосипом Брозом Тито и Иосифом Виссарионовичем Сталиным привело к тому, что после поражения советских футболистов от югославов в 1/8 финала Олимпиады-1952 была расформирована знаменитая команда лейтенантов ЦДСА, а несколько футболистов сборной во главе с главным тренером Борисом Аркадьевым лишились звания заслуженных мастеров спорта. После прихода к власти Хрущева напряженность между государствами сохранялась, поэтому от сборной СССР требовали убедительного реванша, да и сами игроки все понимали.
Иосип Броз Тито и Никита Хрущев
Сейчас пишут, что на поле была югославская молодёжь, которую грех было обыгрывать со счётом 1:0. Но это же финальный матч олимпийского турнира! И среди наших соперников был, например, Драгослав Шекуларац из «Црвены Звезды», которого чуть позже назовут «югославским Пеле». Да и Тито с Хрущёвым к тому времени опять разругались – после известных событий в Венгрии осенью 1956 года.
На мокром газоне югославы лучше провели стартовый отрезок
Матч посетили 102 тысячи зрителей – на тот момент рекорд для Австралии. В первые минуты игры инициативой владели югославы. Хорошо владея мячом, они раз за разом проникали в штрафную советской сборной, создавая ощутимую напряженность. Опасно бил по воротам Мухамед Муич, но Яшин в броске достал мяч из нижнего угла.
Сборная СССР перед стартом финала
Примерно с 15-й минуты игра начала выравниваться: на тяжелом и скользком от дождя поле начал сказываться основной козырь сборной СССР – хорошая физическая подготовка. Советские футболисты все чаще появляются у ворот соперника. Правда, практически сразу они едва не пропустили опаснейшую контратаку: на 17-й минуте Златко Папец имел реальный шанс отличиться, выйдя один на один с Яшиным, но примерно с десяти метров послал мяч далеко мимо ворот.
Это был волевой и мастерский поединок, достойный высокого уровня мировой Олимпиады. Хорошая была игра. Долгое время ни нам, ни югославам не удавалось создать ощутимого перевеса. Темп был высокий. Но постепенно инициатива перешла к нам. Сказался большой опыт.
Никола Радович прерывает навес у ворот сборной Югославии
До конца первого тайма сборная СССР перехватила инициативу, создав два опасных момента: на 22-й минуте Анатолий Ильин вышел один на один с кипером, но пробил прямо в Раденковича. Спустя несколько минут Татушин, получив передачу от Анатолия Исаева, бил из района одиннадцатиметровой отметки – выше ворот.
Споры об авторстве победного гола продолжались десятилетия
Первый тайм не принес голов, а едва начался второй, на 48-й минуте сборная СССР провела быструю атаку правым флангом, последовал навес, Анатолий Исаев пробил головой в направлении дальнего угла, и набегавший Анатолий Ильин тоже головой внес мяч в сетку. Потом авторство гола долго оспаривалось, поскольку Ильин коснулся мяча, когда тот уже пересек линию ворот. Но все же гол записали на Ильина.
Мяч уже летел в сетку после моего удара головой, но мой тезка и одноклубник Ильин решил его туда добить. Вот так и вошел в историю как автор победного гола. Конечно, мне бывало обидно, когда вспоминали о том, как этот мяч, собственно, родился…
Яшин тащил и спас результат
После гола соперники приложили немало усилий, чтобы спасти игру, но счет не изменился. Этому во многом способствовала избранная нами тактика: команда и не думала уходить в глухую защиту, а при каждом удобном случае переходила в контратаку.
Иностранная пресса писала: «…русские своей надежной защитой превратили эту игру в подобие шахматной партии, а в шахматы играть они большие мастера».
Еще ряд участников того матча высказывают аналогичные мысли – сборная СССР контролировала игру. Однако Валентин Иванов, который финал пропускал из-за травмы и наблюдал за игрой с трибуны, рассказывал немного иную картину.
Лев Яшин совершает сейв
Наша сборная играла с громадной нагрузкой. Сказать, что Яшин играл хорошо, отлично, блестяще – значит ничего не сказать. Это была одна из великолепнейших игр лучшего вратаря целой эпохи мирового футбола. Команда может быть благодарна своему вратарю, если он выручит ее в безнадежной ситуации раз или два. Яшин в том матче спас наши ворота десять, а может пятнадцать раз.
«Волшебная рука, одетая в перчатку». Триумфы и боль Льва Яшина
Оценки рознятся, а так как записи полного матча нет – остается верить на слово очевидцам. Разница в оценках скорее всего возникла из-за нерва игры: Иванов как член команды, который не мог помочь партнерам, крайне сильно переживал.
Вот если бы я мог выйти на поле сам – выйти и показать, как надо бороться за победу. Выйти и либо победить, разделив со всеми радость, либо проиграть, взяв на себя долю общей вины, – тогда другое дело. Но я был бессилен в этот решающий день. И нет ничего для спортсмена страшней, чем чувство собственного бессилия. И я страдал, страдал, считая себя самым несчастным человеком в команде.
Тогда как игроки на поле, погруженные в игру, а также представители СМИ были более спокойны. Что, конечно же, не отменяет образцовой игры Льва Яшина, который отстоял на ноль.
СССР U23 1-0 Югославия U23 08.12.1956
От Мельбурна до Владивостока на пароходе «Грузия»
А затем сборная СССР проделала длиннейшее и крайне приятное путешествие: сначала на пароходе «Грузия» из Мельбурна до Владивостока. На один пароход загрузили делегации всех соцстран за исключением венгров. У СССР с Венгрией отношения были натянутые, ватерполисты даже во время матча сцепились. Поэтому венгры возвращались домой самолетом. А советская команда 20 дней плыла на корабле до Владивостока и ещё десять тряслась в поезде до Москвы.
Награждение сборной СССР золотыми медалями
При пересечении экватора пассажирам выдавался специальный документ. Помню, всех проходящих мимо бассейна на пароходе сбрасывали в воду. Наши ребята так Постникова, зама Романова, искупали. Никто не ругался – все были настроены благодушно. По такому случаю нам вино сухое грузинское презентовали – по бутылке на двоих.
Далее предстоял путь через всю страну до Москвы на поезде. На небольшой железнодорожной станции в Сибири появился 72-летний старик. Он пришел пешком за сорок километров, чтобы пожать руку Яшину. Растроганный Лев Иванович крепко обнял старого деда и пообещал выполнить его просьбу: еще тщательнее оборонять ворота сборной СССР. В воспоминаниях Яшина присутствует еще и ароматный омуль, которым дед одарил любимого футболиста, наказав ему поделиться с друзьями.
Состав останавливался в местах скопления народа, чтобы люди могли олимпийцев поздравить. В основном к футболистам шли. Сувениры, подарки… На одной остановке в вагон заходит старикашка с ведром в руках: «А где здесь спартачи? Гусь где?!». Гусём Нетто называли. И Игорь жутко на это прозвище обижался! Как-то приехали в Каир играть, журналисты в аэропорту преподнесли Нетто газету. А там на первой полосе коллаж: Игорь… с головой гуся! Они, наивные, улыбаются, думают, сделали человеку приятно. А Нетто – вне себя от злости: «Идиоты, идиоты!.. Совсем с ума посходили!». И вот этот дедок находит Нетто – и протягивает ведро: «У меня же здесь водочка! Самогон. Сам делал…».
Спустя годы медали получили все члены «золотой» команды
Запасным медали не полагались – только 11 участникам матча. Поэтому тот же Стрельцов, отгрузивший на турнире два важнейших гола, но пропустивший финал, свою медаль не получил.
После финала я ему [Стрельцову] еще в олимпийской деревне сказал: «Ты сыграл больше матчей, эта медаль должна быть твоей». Он сказал: «Нет». Потом уже на корабле, сказал ему: «Меня гложет совесть, прими медаль». Тогда он обратился, поскольку разница была десять лет: «Ладно, Палыч, брось. Тебе уже 30, а мне еще 20 нет. Я, наверное, еще не одну медаль выиграю, а у тебя она, наверное, последняя.
Не получил медаль и защитник Николай Тищенко, совершивший в полуфинале ОИ подвиг. В конце первого тайма матча с Болгарией Тищенко в столкновении с соперником сломал ключицу. Его рука безжизненно повисла – любое движение, даже легкий бег трусцой, не говоря уже о прыжках или ускорениях, причиняли боль. С трудом доковыляв до скамейки запасных, игрок потребовал от врача команды Олега Белаковского: «Делайте, что хотите, но я должен играть».
Николай Тищенко в матче с Болгарией
Замены по тем правилам были не разрешены, так что сборная СССР просто осталась бы в меньшинстве. Врач сперва категорически отказался выпускать игрока на поле, но потом понял, что разубеждать Тищенко бесполезно. Как мог, он поплотнее прибинтовал руку к телу и заморозил распухшее плечо, чтобы хоть немного уменьшить боль. Тищенко вышел на поле и отбегал не только основное, но и дополнительное время. Николай начал обе голевые атаки сборной СССР во втором дополнительном тайме. Первую завершил Эдуард Стрельцов, вторую – Борис Татушин. В финале Тищенко из-за перелома не сыграл.
Лишь спустя годы удалось выбить дополнительный комплект медалей и вручить их всем членам «золотой» команды.
На 50-летие победы я обратился к Виталию Георгиевичу Смирнову в Олимпийский комитет. Напомнил, что в 1988 году золотые медали получили все члены нашей делегации, вплоть до администраторов и массажиста. Попросил исправить несправедливость по отношению к нашему поколению. Смирнов взялся переговорить с ответственным сотрудником Международного олимпийского комитета.
Один из руководителей монетного двора, ярый болельщик «Спартака», пошел навстречу и выпустил дополнительную партию медалей – 11 штук.
Золото Олимпиады-1956 – возможно, не очень громкая победа для мирового футбола, но зато самая важная для советского футбола. Спустя четыре года Качалин привел костяк этой команды уже к великой победе на Евро-1960. Именно в 1956-м Гавриил Дмитриевич заложил фундамент возможно лучшей в истории страны команды.
Гавриил Качалин – главный тренер сборной СССР
Качалин был для нас не просто тренером – отцом. Столько лет Гавриила Дмитриевича нет, но дня не проходит, чтобы я его не вспомнил. В своё время часто спорили, кто у нас самый выдающийся тренер. Одни называли Бескова, другие – Лобановского. А мы с Симоняном в один голос твердили: Качалин! Чемпион Олимпиады и Европы – кто еще такими достижениями похвастать может?